Медовый спас – современный праздник с древними традициями
Опубликовано: 19.06.2022
Проводимые в конце лета праздники сбора урожая и прощания с летом называют спасами. Начинает эту небольшую череду медовый спас, затем следуют яблочный и ореховый, проводимые во время сбора поспевающих культур.
Для современных людей первый из этой череды медовый спас — история, символизирующая радость сбора урожая. Пища связывает человеческий организм с природой, это всегда отражалось в праздничной и обрядовой еде во время праздников, соответствующих времени года и характерными для этого времени продуктами.
Христианские традиции этих дней тесно переплелись с языческими обрядами. Само слово «спас» происходит от слова «спаситель», указывая на Иисуса Христа и побуждая не забывать о необходимости веры и упования на божью милость. Поспевающие фрукты и собранный урожай — это дар свыше, воплощение ниспосланной благодати. В храм приносятся «начатки» урожая для освящения и там же остаются или раздаются нуждающимся.
Содержание
Обряды и традиции трех вкусных спасов
- Открывал 14 августа «спасные» недели медовый спас или маковей,
- за ним следовали 19 августа яблочный спас и
- 29 августа — ореховый, он же хлебный или ржаной.
Даты эти фиксированные, поэтому нет необходимости каждый год выяснять, какого числа медовый спас. Языческие обряды предусматривали в эти дни празднование сбора урожая, после которого людям разрешалось есть определенные продукты. А с появлением христианства распространился обычай освящать продукты в церкви.
Медовый спас
На медовый спас варили медовые квасы и угощали всех гостей, а часть сот из самого урожайного улья несли в церковь на помин души. В этот день освящали мед нового урожая. Его еще называют мокрым спасом. История донесла до наших дней, что эта дата знаменательна крещением Руси в 988 году. В память об этом событии совершается малое освящение воды.
Маковей — одно из названий этого дня в память о семерых святых мучениках Маккавейских, отказавшихся в 166 году до н. э. поклоняться языческим богам, не побоявшихся открыто признать себя последователями Истинного Бога. Их стойкость побудила иудеев поднять восстание и очистить Иерусалим от идолов.
Яблочный спас
Яблочный спас назывался также спасом на горе. Это второй славянский праздник урожая, отмечающийся через 5 дней после медового спаса, совпадает с христианским праздником Преображения Господня и народным праздником проводов лета. Паперть в приходских церквях уставляли столами, заваленными дарами от урожая: горохом, огурцами, картофелем, репой, яблоками и зерновыми культурами. После обедни все эти плоды священник благословлял, за что благодарные прихожане в особые корзины насыпали ему «начатки» — понемногу от каждого вида принесенных плодов.
Разговлялись в этот день свежими яблоками, яблочными пирогами. Готовился к этому дню и специальный яблочный квас. Этот праздник более значим для православных славян, у католиков отмечается слабо.
Ореховый спас
Когда поспевали лесные орехи, наступал ореховый спас, записанный в церковном календаре как Нерукотворный. Он же считался хлебным — в этот день пекли хлеб из зерна нового урожая. До сих пор остались обычаи чистить к этому дню старые колодцы и освящать новые, а веником, собранным из ореховых веточек, выгоняют из дома болезни.
Магические ритуалы
Вера в силу колдовства в народе всегда была сильна, неодушевленные предметы наделялись различными чудодейственными свойствами, славяне верили в заговоры и зелья. Любой из спасов (медовый, яблочный, ореховый) люди связывали с магией. Например, предки считали мед чуть ли не всесильным продуктом и использовали его в магических ритуалах.
Предполагалось, что заговор, произнесенный над медом, добавленным в чай, поможет уберечь дом от ссор. Существовали и специальные заговоры для усиления целебной силы меда и привлечения счастья.
Спас яблочный также изобиловал магическими действами, но уже с участием яблок, над которыми был произнесен заговор. Ими снимали порчу и посторонние наговоры, которые могли помешать прожить отмеренный свыше срок. А свежесорванным яблоком, на которое наложено несколько заговоров, проводился любовный приворот. Яблочный спас считался одним из магически сильных дней в году, когда даже простым смертным легко удаются сложные ритуалы и заговоры.
Ореховый спас в магическом отношении приносил счастье, в этот день просили защиты у высших сил.
Дети отправлялись в лес за орехами, и было невероятной удачей найти сросшийся орешек, называемый «двойнушкой» или «тройнушкой».
Над ним произносили особый заговор на достаток — неиссякаемый поток злата и серебра. Предки верили, что если хранить такой орешек в кошеле, то деньги никогда не переведутся.
Духовный смысл
Нельзя сводить смысл любого из спасов (яблочный, медовый, ореховый) к празднеству освящения еды. Это были праздники труда, своеобразный рубеж для подведения летних итогов: позади напряженные работы в саду и поле, начался сбор урожая, количество и качество которого подчеркивает радивость крестьян.
Это были дни, когда жители деревень собирались, угощали друг друга тем, что с таким тщанием растили, собирали, выпекали. Такие действа, включающие в себя подготовку, поздравления и угощение, дисциплинировали и объединяли.
Праздники всегда шагали в ногу со временем, вбирая в себя черты истории, светской и религиозной жизни.
Традиции, берущие начало в далеком языческом прошлом Руси, со временем соединились с христианскими праздниками, и эти новые вехи приобрели свои обычаи и порядок проведения.
Они влияли на жизнь народа и играли большую роль в воспитании подрастающих поколений. Это был повод не только для радости, но и для благих дел, очищения души. Поэтому они должны быть сохранены и переданы следующим поколениям.
Современная жизнь такова, что люди все больше куда-то торопятся и постепенно забывают о замечательных искренних и эмоциональных православных праздниках. Но чтобы хранить традиции атеистам сейчас вовсе не обязательно ходить в церковь.
Традиции празднования постепенно меняются и можно просто подготовить для родственников поздравления с медовым спасом, подключив к этому детей. Или рассказать детям о спасах — какого числа они будут — и предложить самостоятельно приготовить открытки для бабушек и дедушек.
Конечно, такой способ поздравления не совсем пока традиционен, но если подготовленная к медовому спасу открытка:
- сделана своими руками,
- содержит тематическую картинку или искреннее поздравление,
- выражает чувства, мысли и
- отражает желание творить добро,
то она делает родных людей чуть ближе, даже если они живут далеко друг от друга.