Что собой представляет еврейская Пасха?
Опубликовано: 24.03.2016

Еврейская Пасха отмечается с конца 16 века до н. э., католическая и православная не ранее, чем с 4 века н. э. Во многих религиях разнятся даты праздника, его атрибуты и даже значение.
Но большая часть населения земли все же его отмечает, поэтому стоит рассмотреть:
- истоки праздника;
- указания по проведению Пасхи;
- традиции праздника и произошедшие изменения;
- связь с нашими днями.
Содержание
Истоки праздника
Слово Пасха греческого происхождения, на древнееврейском оно звучит как песах.
Значение слова — пройти мимо. Существуют неоспоримые доказательства того, что израильский народ жил в Египте мирно, пока один из фараонов не сделал этот народ рабами. В 1513 году по указанию Бога Иеговы его пророк Моисей неоднократно ходил к фараону с просьбой отпустить израильтян.
Фараон упрямился и не признавал Иегову Богом. За это и за плохое обращение со своим народом Бог наводил на Египет одну казнь за другой. После каждой казни Бог снова посылал Моисея к фараону с теми же словами и предупреждениями о новой казни. Но фараон отказывался, не желая лишиться целого народа рабов. Последней казнью была смерть всех первенцев среди египтян и их скота.
Только после этого фараон отпустил израильский народ и выгнал его. Как удалось первенцам израильтян спастись? Каждая семья должна была заколоть ягненка и помазать его кровью косяки входных дверей. Сами же они должны были находиться внутри, есть печеное мясо ягненка и ждать дальнейших указаний. Ангел Бога, проходя в ту ночь по Египту, поражал первенцев в каждом доме.
В дома, помеченные кровью ягненка он не заходил. Вот что означает еврейская Пасха и само это слово. В ту же ночь 14 нисана евреи вышли из Египта, а с ними некоторые египтяне, захотевшие служить их Богу. Фараон погнался за ними желая вернуть, но погиб со всеми колесницами в Красном море. С тех пор этот народ должен был из года в год праздновать свое освобождение из египетского рабства, о чем было указано в Законе Бога.
Указания по проведению Пасхи
Десятью казнями, обрушившимися на Египет были:
- превращение реки Нил в кровь;
- лягушки вышедшие из Нила наводнили всю землю Египта;
- пыль превратилась в мошек, которые больно кусали;
- досаждали рои больших мух;
- падеж скота;
- сажа, подброшенная кверху, причинила нарывы людям и животным;
- гром и град опустошили урожай и нанесли вред животным и людям;
- тьма три дня;
- смерть первенцев.
Всеми этими казнями Бог Иегова произвел суд над богами Египта. Поскольку они поклонялись различным животным и природным явлениям, казни показали несостоятельность этих божеств. Например, десятая казнь была связана с закалыванием барана, который считался священным животным бога солнца Ра в Египте. Побрызгать его кровью на косяки дверей считалось у египтян богохульством и унижением одного из богов. Кроме того, сам фараон Египта считался сыном бога Ра, а смерть его первенца показала несостоятельность фараона и этого божества.
Прежде всего, 10 нисана по лунному календарю каждая семья выбирала годовалого козленка или ягненка без изъяна. Иудеи должны были отмечать праздник 14 нисана после захода солнца. Так делали потому, что у евреев день начинался с захода солнца. Заканчивался он с заходом солнца на следующий день. Итак, как только солнце начинало заходить, приготовленное животное закалывали, снимали шкуру, вынимали и мыли внутренности.
Затем их возвращали на место и все животное целиком зажаривали. При этом нельзя было сломать ни одной кости. Тем временем в спущенную кровь обмакивали кусок иссопа и обмазывали перекладины и косяки дверей, кроме порога.
Мясо ели с пресным хлебом, что символизировало лепешки бедствия и с горькими травами, поскольку жизнь рабов была такой же. Маленькие семьи не могли съесть все сами, потому могли закалывать одного ягненка на несколько семей. Особенностью этого ужина было то, что оставшаяся еда должна была быть сожжена еще до утра. Первая еврейская Пасха в Египте проходила с поспешностью. Есть должны были стоя, опоясав бедра и надев сандалии.
Традиции праздника и произошедшие изменения
По приходу в Обетованную землю израильтяне продолжили каждый год отмечать этот важный день. Поскольку праздновать Пасху было обязательным требованием, в Иерусалим стекалось множество народа. Размещались они в домах местных жителей и в гостиницах. Некоторые останавливались в близлежащих поселениях. За месяц до важного дня ремонтировали дороги и мосты. Есть пасхальную еду запрещалось нечистым. Например, прикосновение к мертвому телу сделало бы человека оскверненным. Чтобы предупредить такое, могилы белили, чтобы их было видно издалека.
С приходом в свою землю традиции праздника несколько изменились. Уже не было необходимости есть пасхальную еду поспешно и стоя. К 1 столетию н. э иудеи возлежали за столом на левом боку. К традиционному мясу, пресным лепешкам и горьким травам прибавилось вино. Но дата Пасхи не изменилась. После дня Пасхи с 15 по 21 нисана отмечается праздник пресных лепешек.
Связь с нашими днями
Православная Пасха, как и католическая, связана с воскресением Иисуса Христа. Большинство же иудеев не верят в Иисуса как в Мессию, поэтому поздравление православных в этот день непонятны евреям. Как видно, значение еврейской пасхи не соответствует православной. Атрибуты также совсем разные: пресный хлеб у евреев и дрожжевой у православных.
За неделю до Пасхи многие отмечают праздник еврейские кучки. Какого числа он празднуется? Тоже с 15 по 21, но не нисана, а тишри. Нисан — первый месяц по еврейскому календарю и соответствует марту-апрелю по нашему календарю. Тишри — седьмой месяц по еврейскому календарю, что выпадает на наш сентябрь-октябрь. Праздник шалашей или кучки — радостное время окончания сельскохозяйственных работ в Израиле. В это время и бедные, и богатые должны были жить в шалашах, сооруженных из листьев пальм и веток, в знак равенства всех во время праздника. В этом году, как и всегда, праздник шалашей (кучки) никак не может быть весной.
Желание отмечать религиозные праздники похвально. Но прежде стоит получить точную информацию об их значении и выяснить, действительно ли такое празднование — требование Бога или же просто обычаи людей.