Пасхалия, как способ определения даты Пасхи
Опубликовано: 15.04.2016
Юлианский календарь Пасхи установлен первым Вселенским собором в 325 году от Р. Х. Тогда же христианские иерархи разработали принципы составления исчислений. Это одно из догматических положений, от которого не отходят уже на протяжении 17 столетий. Православная Церковь подготавливает своих верных к Царствию Небесному, место которого не в пространственном измерении, а в духовном — лоне человеческого сердца. Оно должно быть выстрадано земными превратностями и раскроется лишь в вечной жизни по Втором и Славном Пришествии Господа Бога Иисуса Христа.
Разработка пасхалии
Пасха, или Светлое Христово Воскресение, является главным событием года для верующего человека. Это величайшее историческое событие, ознаменовавшее собой начало избавления человечества от смерти через Иисуса Христа и открывшее эру вечной жизни и блаженства. Само понятие «Пасха» имеет древнееврейские корни и ведет свое происхождение с момента исхода евреев из египетского плена. В Новозаветное время людей из рабства диавола и греха исторг Сын Божий, будучи распятым за их страсти и пороки на Кресте.
После Воскресения и Вознесения Господа, Сошествия Святого Духа на апостолов христиане стали отмечать свою православную Пасху. Вначале они праздновали ее вместе с евреями, поскольку сами были выходцами из среды богоизбранного народа.
Но после периода великих гонений на церковь, когда христианство стало государственной религией, в городе Никея был созван первый Вселенский собор, одной из задач которого стала разработка собственной православной пасхалии. Ее еще называют Александрийской. Она представляет собой методику определения календарной даты Пасхи и оформлена в виде таблиц, где отмечены основные праздники на несколько лет вперед. Например, существует расчет пасхалии от 1990 до 2030 года.
В основе практики времяисчисления лежит как солнечный, так и лунный календарь. Согласно постановлению Никейского Собора, верующие отмечают Воскресение Христово в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Христианская Пасха не должна совпадать с еврейской и быть после нее. Это решение стало одним из непререкаемых догматов, которые никто не имеет права изменять или отменять.
Православный календарь соответствует всем церковным канонам. От дня Пасхи начинается отсчет всех остальных двунадесятых, великих и других праздников. Начало Светлого Воскресения должно быть не ранее 22 марта и не позже 25 апреля согласно старому (юлианскому) стилю, что соответствует 4 апреля и 8 мая нового (григорианского) летоисчисления.
Реформа календаря
После 1054 года, когда окончательно произошел раскол христианства на две ветви — Православную и Римо-латинскую, — начали постепенно формироваться предпосылки для собственного подхода к составлению пасхальных таблиц.
В роли главных покровителей календарной реформы выступили Римские папы — Сикст IV, Климент VII и Григорий XIII. При последнем она была окончательно введена в действие. Идейным вдохновителем изменений стал орден иезуитов под руководством Хрисофа Клавдиуса. Комиссия, которую он возглавлял, в 1582 году завершила свои изыскания, объявив, что причинами кардинальных перемен стали астрономические расхождения.
Но задача, поставленная епископом Рима, навечно установить неподвижность весеннего равноденствия и 14-й луны оказалась невыполнимой. Изменив принципы подсчета лет, комиссия нарушила ритмичность смены високосных и обычных годов.
Теперь церковный календарь и григорианский никак не вписывались в Александрийскую пасхалию. Чтобы подогнать в нее равноденствие и полнолуние, в формулы были внесены сложные вычисления. Но это не стало выходом из положения, поскольку астрономические явления не совпадают с математическими выкладками юлианского стиля.
Лунный календарь изменяется, так как накапливаемая погрешность сдвигает каждые 210 лет пасхальное полнолуние на сутки и в результате последнее по отношению к равноденствию будет вторым, а не первым. Привнесение в систему летоисчисления искусственных поправок сделало западную пасхалию, по сравнению с Александрийской, неповоротливой и тяжеловесной. Но цель так и не была достигнута.
Единство Церкви в старом стиле
Календарь празднования Пасхи по годам григорианского стиля нарушает правила ранней Церкви, исторические корни которой до сих пор сохранены и неизменны в русском православии.
По причине такого отступления Римо-латинская церковь три раза в 19 лет отмечает свою пасху раньше иудейской. Это немыслимое решение Григория XIII перечеркнуло постановление отцов первого Вселенского собора, в котором принимали участие 318 епископов. Среди них особо известны такие столпы православия:
- Святитель Николай Чудотворец — архиепископ Мир Ликийских;
- Святитель Афанасий Великий, в будущем патриарх Александрийский;
- Святитель Спиридон Тримифунтский.
Предложенный римским епископатом расчет пасхалий не устроил не только православный клир, но и выдающихся западных математиков. Например, основатель современной алгебры Виет во всеуслышание заявил, что новый (григорианский) стиль астрономически несостоятелен.
Православный календарь так и остался верен старому (юлианскому) летоисчислению, сохраняющему хронологию и взаимосвязь исторических событий. В 20-х годах XX века константинопольский патриарх Мелетий IV попытался провести еще одну реформу. В результате календарь от Пасхи до Пасхи стал называться новоюлианским, но подавляющее большинство представителей ортодоксальной веры отвергло его.
Сегодня православный календарь соблюдается в Русской, Грузинской, Иерусалимской и Сербской поместных церквях.